СТРОНИН Александр Иванович
СТРОНИН Александр Иванович
(1826-1889) - рус. социолог, представитель направления организцизма. С. полагал, что социальное знание должно строиться по аналогии с естественными науками. Социология, по аналогии с физиологическим развитием, изучает общество как единый, подобный биологическому, организм. Социум определен в своем существовании некоторым запасом ресурсов, которые ограничены. Процессы нравственного упадка и крушения социальных идеалов подобны явлениям биологического вырождения. Поэтому любые революции, считает С., чрезвычайно пагубны для российской действительности.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СТРОНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
(1826–1889) Русский ученый-социолог, представитель органицизма. Родился в семье крепостного крестьянина, который смог получить вольную для своих детей. Окончил в 1848 г. историко-филологический факультет Киевского университета. Работал учителем истории. Составил пособия для “низшей интеллигенции”: “Азбуку”, учебную программу и “Народную энциклопедию”. Состоял в обществе “Земля и воля”. За распространение запрещенной литературы был арестован и сослан в Архангельскую губернию. После ссылки служил чиновником. Основные труды: “История и метод” (1869); “Политика как наука” (1872); “История общественности” (1885).
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
СТРОНИН Александр Иванович
1826-1889) - русский юрист и социолог, представитель органицизма.
Сын крепостного крестьянина кн. Юсупова, отец С. сумел добиться вольной для своих детей. Окончил юридический и словесный факультет Киевского университета (1848). Сочинил "Азбуку" и "Народную энциклопедию" для "низшей интеллигенции". Участвовал в движении "Земля и воля". Будучи сослан в Архангельскую губ., начал заниматься социологическими исследованиями. После окончания ссылки (1869) служил в Петербурге в Государственном контроле, состоял присяжным поверенным, был председателем съезда мировых судей в Люблинской губернии.
Работы С. подвергались резкой критике со стороны Лаврова , Де-Роберти , Кареева , Михайловского .
С. считал необходимым строить социальное знание по образу и подобию естественных наук, в первую очередь биологии. Общество, считал он, в реальности являет собой единый организм, а общественные институты - его отдельные фрагменты. Неудивительно поэтому, что он полагал, что "социология необходимо уже должна быть аналогичной с физиологией".
Изображая современное ему общество в виде пирамиды - наиболее устойчивой фигуры, С. считал, что занятие политикой должно быть исключительным уделом высших общественных структур, создающих нравственные и интеллектуальные ценности. При этом, по его мнению, каждый социум, как и любой биологический организм, ограничен в собственном существовании точно определенным запасом сил, который рано или поздно иссякает. Сравнивая процессы нравственного упадка и крушения социальных идеалов с явлениями биологического вырождения, С. был убежден, что "революционные семена" Западной Европы пагубны и чужды российской действительности.
Биологический редукционизм С. вместе с механицизмом обусловили эвристическую ограниченность его социологической концепции. Тем не менее ряд его теоретических выкладок побудил интеллектуальную мысль России к активной полемике, к дальнейшему развитию социологического теоретизирования если не через разработку концепции самого С., то через конструктивное преодоление ее.
А.А. Грицанов
Сын крепостного крестьянина кн. Юсупова, отец С. сумел добиться вольной для своих детей. Окончил юридический и словесный факультет Киевского университета (1848). Сочинил "Азбуку" и "Народную энциклопедию" для "низшей интеллигенции". Участвовал в движении "Земля и воля". Будучи сослан в Архангельскую губ., начал заниматься социологическими исследованиями. После окончания ссылки (1869) служил в Петербурге в Государственном контроле, состоял присяжным поверенным, был председателем съезда мировых судей в Люблинской губернии.
Работы С. подвергались резкой критике со стороны Лаврова , Де-Роберти , Кареева , Михайловского .
С. считал необходимым строить социальное знание по образу и подобию естественных наук, в первую очередь биологии. Общество, считал он, в реальности являет собой единый организм, а общественные институты - его отдельные фрагменты. Неудивительно поэтому, что он полагал, что "социология необходимо уже должна быть аналогичной с физиологией".
Изображая современное ему общество в виде пирамиды - наиболее устойчивой фигуры, С. считал, что занятие политикой должно быть исключительным уделом высших общественных структур, создающих нравственные и интеллектуальные ценности. При этом, по его мнению, каждый социум, как и любой биологический организм, ограничен в собственном существовании точно определенным запасом сил, который рано или поздно иссякает. Сравнивая процессы нравственного упадка и крушения социальных идеалов с явлениями биологического вырождения, С. был убежден, что "революционные семена" Западной Европы пагубны и чужды российской действительности.
Биологический редукционизм С. вместе с механицизмом обусловили эвристическую ограниченность его социологической концепции. Тем не менее ряд его теоретических выкладок побудил интеллектуальную мысль России к активной полемике, к дальнейшему развитию социологического теоретизирования если не через разработку концепции самого С., то через конструктивное преодоление ее.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия